Тема 3.13. Социализация индивида

Социализация  — процесс, в рамках которого индивид усваивает социальные ценности и нормы общества, приобретает умения и навыки преобразовательной деятельности, осваивает социальные роли, формируется как личность

Цели:

  1. Взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей
  2. Сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нём ценностей и моделей поведения

В процессе социализации на индивида воздействуют

-Национальные обычаи и традиции

-Государственная политика

-Средства массовой информации

-Социальное окружение

-Образование

– Самовоспитание

Агенты социализации- конкретные люди или учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.

Линии сравнения Первичная Вторичная
Какова ее сущность?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей • Овладение индивидом специальными знаниями и навыками, приобщение к определённой субкультуре (профессиональная социализация).

• Включение индивида в систему общественного разделения труда: адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

• Изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства из-за пенсионного возраста или утери трудоспособности

Для каких жизненных этапов Для ранних этапов жизни (детство, юность) Для поздних этапов жизни (зрелость, старость)
 

Соц. окружение

 

 

 

Непосредственное окружение человека

 

Опосредованное (формальное) окружение человека

 

 

Кто оказывает воздействие

 

 

 

 

Семья, друзья

 

 

Учреждения  и  институты общества

 

Кто  осуществляет

Социализацию

 

 

 

 

 

Те, кто связан тесными личными отношениями (родители, друзья  и др.)

 

 

Те, кто связан формально-деловыми отношениями(сотрудник телевидения, полицейский и др.)

 

Особенность агентов

 

 

 

 

 

 

Универсальны, выполняют множество разных функций (например , отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга)

 

Влияют в узком направлении, выполняют одну две функции (например, школа даёт знания, церковь — духовное общение и т. д.)

 

Ресоциализация – процесс повторной социализации, в результате которого происходит восстановление либо усвоение новых  норм и ценностей

Десоциализация – процесс отказа или утраты усвоенных норм, культурных образцов, социального статуса и ценностей

 Социальная адаптация – процесс и результат приспособления группы или индивида к меняющейся социальной среде или условиям

Активная – характеризуется активным воздействием человека на социальную среду

 Пассивная– характеризуется пассивным восприятием человеком ценностей группы, окружения

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *