Тема 2.4.  Рынок

Рынок- совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка:

  1. Общественное разделение труда
  2. Экономическая обособленность товаропроизводителей.
  3. Самостоятельность товаропроизводителя.

Признаки рынка:

  1. Нерегулируемое предложение.
  2. Нерегулируемый спрос
  3. 3. Нерегулируемая цена

Функции рынка:

  1. Посредническая
  2. Ценообразования
  3. Информационная
  4. Регулирующая
  5. Санирующая (оздоровительная

Черты рынка

Позитивные

  1. Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы.
  2. Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе.
  3. Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества.
  4. Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности.

Негативные

  1. Не решает проблему внешних затрат (эффектов.
  2. Не может решить все региональные проблемы.
  3. Способствует циклическому развитию.
  4. Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки.
  5. Распределяет продукты по результатам конкуренции, что рождает социальное неравенство.
  6. Порождает тенденцию к монополизации производства

Классификация рынка

–  Действующее законодательство: легальный, нелегальный.                                                           –

Объекты купли-продажи: товаров и услуг, производства, жилья и прочих сооружений.

Пространственный признак: мировой; национальный; региональный; местный.

Тип конкуренции: совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции.

Географический признак:  внутренний, внешний.

Характер продаж: оптовый, розничный.

Уровень насыщенности: равновесный, избыточный, дефицитный.

Степень регулируемости:  регулируемый, нерегулируемый.

Условия, необходимые для развития рынка

  1. Конкурентная среда: свободное ценообразование; многообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; действие законов, охраняющих права частной собственности.
  2. Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов).
  3. Обеспечение подвижности ресурсов.
  4. Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией.

 Конкуренция- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Условия возникновения конкуренции.

  1. Полная экономическая обособленность товаропроизводителя.
  2. Полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка.
  3. Противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Позитивные черты конкуренции

  1. Снижение затрат.
  2. Ограничение возможности возникновения монополий, которые, контролируя основную часть производства или сбыта определённого товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д.
  3. Создание возможности выбора для потребителя.
  4. Формирование условий для гибкого реагирования экономики на изменение обстановки.
  5. Стимулирование внедрения технических достижений в производство, улучшения качества продукции.

 Негативные черты конкуренции

1.Разорение большого числа производителей.

  1. Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу.
  2. Использование нечестных методов борьбы: подкуп работников и шантаж; сокрытие дефектов в товарах; подделка продукции конкурентов; промышленный шпионаж и др.
  3. Чрезмерная эксплуатация ресурсов.
  4. Экологические нарушения.

Виды конкуренции:

  1. Совершенная (чистая) конкуренция.
  2. Монополистическая.
  3. Олигополия.
  4. Чистая монополия.

 Инфраструктура рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночной хозяйство.

Функции инфраструктуры:

  1. Организация заключения контрактов на поставку продукции.
  2. Продвижение товарных потоков по отраслям и регионам.
  3. Регулирование сбыта продукции.
  4. Обслуживание потребителей.

Биржа- организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продаи крупных партий товара.

Виды бирж

  1. 1. Товарная: регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками.
  2. Фондовая: организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами.
  3. Труда: государственная структура, посредническое звено между работодателями и наёмными работниками.

 Спрос – это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в

течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.

Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Неценовые факторы спроса:

  1. Вкусы и предпочтения потребителей.
  2. Число потребителей.
  3. Денежные доходы населения.
  4. Цены на сопряженные товары.
  5. Потребительские ожидания.
  6. Налоги и дотации.
  7. Внешние условия.

 Неценовые факторы предложения

  1. Цены на ресурсы.
  2. Число продавцов.
  3. Технология производства.
  4. Цены на взаимозаменяемые товары.
  5. Ожидания изменения цен.
  6. Налоги и дотации.
  7. Природные условия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *