Рынок- совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Условия возникновения рынка:
- Общественное разделение труда
- Экономическая обособленность товаропроизводителей.
- Самостоятельность товаропроизводителя.
Признаки рынка:
- Нерегулируемое предложение.
- Нерегулируемый спрос
- 3. Нерегулируемая цена
Функции рынка:
- Посредническая
- Ценообразования
- Информационная
- Регулирующая
- Санирующая (оздоровительная
Черты рынка
Позитивные
- Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы.
- Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе.
- Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества.
- Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности.
Негативные
- Не решает проблему внешних затрат (эффектов.
- Не может решить все региональные проблемы.
- Способствует циклическому развитию.
- Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки.
- Распределяет продукты по результатам конкуренции, что рождает социальное неравенство.
- Порождает тенденцию к монополизации производства
Классификация рынка
– Действующее законодательство: легальный, нелегальный. –
– Объекты купли-продажи: товаров и услуг, производства, жилья и прочих сооружений.
– Пространственный признак: мировой; национальный; региональный; местный.
– Тип конкуренции: совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции.
– Географический признак: внутренний, внешний.
– Характер продаж: оптовый, розничный.
– Уровень насыщенности: равновесный, избыточный, дефицитный.
– Степень регулируемости: регулируемый, нерегулируемый.
Условия, необходимые для развития рынка
- Конкурентная среда: свободное ценообразование; многообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; действие законов, охраняющих права частной собственности.
- Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов).
- Обеспечение подвижности ресурсов.
- Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией.
Конкуренция- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Условия возникновения конкуренции.
- Полная экономическая обособленность товаропроизводителя.
- Полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка.
- Противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
Позитивные черты конкуренции
- Снижение затрат.
- Ограничение возможности возникновения монополий, которые, контролируя основную часть производства или сбыта определённого товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д.
- Создание возможности выбора для потребителя.
- Формирование условий для гибкого реагирования экономики на изменение обстановки.
- Стимулирование внедрения технических достижений в производство, улучшения качества продукции.
Негативные черты конкуренции
1.Разорение большого числа производителей.
- Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу.
- Использование нечестных методов борьбы: подкуп работников и шантаж; сокрытие дефектов в товарах; подделка продукции конкурентов; промышленный шпионаж и др.
- Чрезмерная эксплуатация ресурсов.
- Экологические нарушения.
Виды конкуренции:
- Совершенная (чистая) конкуренция.
- Монополистическая.
- Олигополия.
- Чистая монополия.
Инфраструктура рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночной хозяйство.
Функции инфраструктуры:
- Организация заключения контрактов на поставку продукции.
- Продвижение товарных потоков по отраслям и регионам.
- Регулирование сбыта продукции.
- Обслуживание потребителей.
Биржа- организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продаи крупных партий товара.
Виды бирж
- 1. Товарная: регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками.
- Фондовая: организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами.
- Труда: государственная структура, посредническое звено между работодателями и наёмными работниками.
Спрос – это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в
течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.
Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.
Неценовые факторы спроса:
- Вкусы и предпочтения потребителей.
- Число потребителей.
- Денежные доходы населения.
- Цены на сопряженные товары.
- Потребительские ожидания.
- Налоги и дотации.
- Внешние условия.
Неценовые факторы предложения
- Цены на ресурсы.
- Число продавцов.
- Технология производства.
- Цены на взаимозаменяемые товары.
- Ожидания изменения цен.
- Налоги и дотации.
- Природные условия.