Тема 2.12. Роль государства в экономике.

кономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Экономические цели государства:

  1. Обеспечение экономического роста.
  2. Создание условий экономической свободы.
  3. Обеспечение экономической безопасности.
  4. Оказание помощи тем, кто не может себя полностью обеспечить.
  5. Достижение экономической эффективности.
  6. Обеспечение полной занятости.

Экономические функции государства:

  1. Стабилизация экономики.
  2. Регулирование денежного обращения.
  3. Регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками.
  4. Производство общественных благ и т. д.
  5. Защита прав собственности.
  6. Перераспределение доходов.
  7. Контроль над внешнеэкономической деятельностью.
  8. Компенсация внешних (побочных) эффектов.
  9. Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.

Направления государственной экономической политики:

  1. стабилизационное: направлено преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики. Включает в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику.
  2. структурное: направлено преимущественно на обеспечение сбалансированного развития экономики. Использует такие методы влияния на нее, как господдержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий.

Экономические задачи, которые  наилучшим образом могут быть решены государством:

  1. Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.
  2. Производство общественных благ — товаров и услуг, предоставляемых государством его гражданам на равных началах, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.
  3. Учёт побочных последствий нерыночных ситуаций. Экономисты называют ситуации, выходящие за границы рыночных отношений и не регулируемые ими, нерыночными ситуациями.

Внешние эффекты –   связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Общественные блага –  товары и услуги, предоставляемых государством его гражданам на равных началах, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, административного и экономического характера, осуществляемых государством в лице его институтов различного уровня в целях поддержания высоких темпов роста, экономической и социальной стабильности общества, приспособления его к изменяющимся условиям жизни.

Прямое: предполагает использование преимущественно административных методов.

  1. законодательная деятельность государства;
  2. расширение государственных заказов;
  3. развитие государственного сектора в экономике;
  4. лицензирование отдельных видов деятельности.

Косвенное: предполагает использование преимущественно экономических методов.

  1. денежно-кредитная (монетарная) политика; 2. бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.

Цель – стремление обеспечить устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, сбалансированный бюджет государства.

Объект – соотношение спроса и предложения на денежном рынке.

Институт, реализующий политику – центральный банк.

Основные инструменты денежно-кредитной политики:

  1. Операции на открытом рынке: Наиболее весомый и ежедневно применяемый способ в стране, связанный с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) ЦБ за наличные деньги. Если ЦБ продаёт ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении сокращается, процент возрастает, деньги опять становятся «дорогими». Если же ЦБ покупает ценные бумаги, происходит увеличение денежной массы, падение нормы процента и «удешевление» денег, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.
  2. Изменение учётной ставки процента (ставки рефинансирования): Позволяет регулировать активность коммерческих банков. Учётная ставка процента (ставка рефинансирования) — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам.

Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у ЦБ под определённый процент, т. е. учётную ставку (скажем, 80%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (скажем, 100%). Если ЦБ повысит учётную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. В результате сократится число желающих брать кредиты, что приведёт к уменьшению количества денег в обращении. Если ЦБ снизит учётную ставку, то же самое сделают и коммерческие банки. В результате кредит становится дешёвым, а следовательно, возрастает число заёмщиков, что увеличивает денежную массу в обращении. Таким образом, ЦБ воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

  1. Изменение нормы обязательных резервов: В соответствии с законом часть денежных средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в ЦБ. Размер этого резерва устанавливает ЦБ. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва количество денег у коммерческих банков сокращается, что делает кредит «дорогим», снижая число заёмщикови, соответственно, уменьшая денежную массу в обращении. Политика резервов, проводимая ЦБ, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.

Меры по стабилизации денежно-кредитной системы:

  1. Совершенствование банковского законодательства.
  2. Приведение в соответствие уровня минимальных банковских резервов и уровня ставки.
  3. Развитие новых форм денежно-кредитных услуг и регулирование ёмкости кредитного рынка.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика– это система мероприятий, направленных на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Цель- обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Элементы- государственные расходы и налоги.

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая бюджетно-налоговая политика.

Спад производства –Стимулирующая -Снижение налогов и увеличение государственных расходов

Инфляция – Сдерживающая- Увеличение налогов и уменьшение государственных расходов

Основные тенденции расширения и уточнения экономической  политики государства:

  1. Последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики.
  2. Усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений).
  3. Поддержка фундаментальной науки.
  4. Участие в решении глобальных проблем человечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *