кономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
Экономические цели государства:
- Обеспечение экономического роста.
- Создание условий экономической свободы.
- Обеспечение экономической безопасности.
- Оказание помощи тем, кто не может себя полностью обеспечить.
- Достижение экономической эффективности.
- Обеспечение полной занятости.
Экономические функции государства:
- Стабилизация экономики.
- Регулирование денежного обращения.
- Регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками.
- Производство общественных благ и т. д.
- Защита прав собственности.
- Перераспределение доходов.
- Контроль над внешнеэкономической деятельностью.
- Компенсация внешних (побочных) эффектов.
- Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.
Направления государственной экономической политики:
- стабилизационное: направлено преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики. Включает в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику.
- структурное: направлено преимущественно на обеспечение сбалансированного развития экономики. Использует такие методы влияния на нее, как господдержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий.
Экономические задачи, которые наилучшим образом могут быть решены государством:
- Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.
- Производство общественных благ — товаров и услуг, предоставляемых государством его гражданам на равных началах, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.
- Учёт побочных последствий нерыночных ситуаций. Экономисты называют ситуации, выходящие за границы рыночных отношений и не регулируемые ими, нерыночными ситуациями.
Внешние эффекты – связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.
Общественные блага – товары и услуги, предоставляемых государством его гражданам на равных началах, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.
Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, административного и экономического характера, осуществляемых государством в лице его институтов различного уровня в целях поддержания высоких темпов роста, экономической и социальной стабильности общества, приспособления его к изменяющимся условиям жизни.
Прямое: предполагает использование преимущественно административных методов.
- законодательная деятельность государства;
- расширение государственных заказов;
- развитие государственного сектора в экономике;
- лицензирование отдельных видов деятельности.
Косвенное: предполагает использование преимущественно экономических методов.
- денежно-кредитная (монетарная) политика; 2. бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.
Цель – стремление обеспечить устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, сбалансированный бюджет государства.
Объект – соотношение спроса и предложения на денежном рынке.
Институт, реализующий политику – центральный банк.
Основные инструменты денежно-кредитной политики:
- Операции на открытом рынке: Наиболее весомый и ежедневно применяемый способ в стране, связанный с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) ЦБ за наличные деньги. Если ЦБ продаёт ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении сокращается, процент возрастает, деньги опять становятся «дорогими». Если же ЦБ покупает ценные бумаги, происходит увеличение денежной массы, падение нормы процента и «удешевление» денег, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.
- Изменение учётной ставки процента (ставки рефинансирования): Позволяет регулировать активность коммерческих банков. Учётная ставка процента (ставка рефинансирования) — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам.
Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у ЦБ под определённый процент, т. е. учётную ставку (скажем, 80%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (скажем, 100%). Если ЦБ повысит учётную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. В результате сократится число желающих брать кредиты, что приведёт к уменьшению количества денег в обращении. Если ЦБ снизит учётную ставку, то же самое сделают и коммерческие банки. В результате кредит становится дешёвым, а следовательно, возрастает число заёмщиков, что увеличивает денежную массу в обращении. Таким образом, ЦБ воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.
- Изменение нормы обязательных резервов: В соответствии с законом часть денежных средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в ЦБ. Размер этого резерва устанавливает ЦБ. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва количество денег у коммерческих банков сокращается, что делает кредит «дорогим», снижая число заёмщикови, соответственно, уменьшая денежную массу в обращении. Политика резервов, проводимая ЦБ, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.
Меры по стабилизации денежно-кредитной системы:
- Совершенствование банковского законодательства.
- Приведение в соответствие уровня минимальных банковских резервов и уровня ставки.
- Развитие новых форм денежно-кредитных услуг и регулирование ёмкости кредитного рынка.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика– это система мероприятий, направленных на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Цель- обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.
Элементы- государственные расходы и налоги.
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая бюджетно-налоговая политика.
Спад производства –Стимулирующая -Снижение налогов и увеличение государственных расходов
Инфляция – Сдерживающая- Увеличение налогов и уменьшение государственных расходов
Основные тенденции расширения и уточнения экономической политики государства:
- Последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики.
- Усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений).
- Поддержка фундаментальной науки.
- Участие в решении глобальных проблем человечества.