Инфляция– обесценение бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченного повышением их качества.
Причина инфляции:
- Рост государственных расходов, для финансирования которых государство часто прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения.
- Сокращение реального объёма национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к тому, что меньшему объёму товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.
- Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень з./п.
- Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
Типы инфляции:
- Инфляция спроса: возникает со стороны факторов совокупного спроса: при полной занятости, когда растёт объём з./п., появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх: деньги начинают «гоняться» за товарами.
- Инфляция предложения (издержек): возникает в результате сокращения совокупного предложения из-за увеличения издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счёт роста цен на сырьё и энергию), что вызывает рост цен на товары и услуги.
Классификация инфляции:
- По характеру протекания бывает открытая и скрытая (подавленная).
Открытая: продолжительный рост цен на товары и услуги. Характерна для рыночной экономики.
Скрытая: возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения, что проявляется в дефиците товаров. Характерна для централизованной экономики.
-
По зависимости от темпа роста цен:
Умеренная (ползучая, нормальная): Цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно.
Галопирующая: быстрое и скачкообразное увеличение цен.
Гиперинфляция: сверхвысокий, ничем не стесненный рост цен.
-
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам:
Сбалансированная: цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными.
Несбалансированная: цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются в различных пропорциях.
-
По степени прогнозируемости роста цен:
Прогнозируемая: Инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
Непрогнозируемая: инфляция, которая становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
Последствия:
Отрицательные:
Для сферы производства: снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики; обесценение всего фонда накопления; обесценение кредитов; стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
При распределении доходов: перераспределение доходов, с увеличением доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижением доходов их кредиторов, отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются; обесценение доходов населения – сокращение текущего потребления; определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить; снижение покупательной способности денежной единицы.
Для экономических отношений: владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию; потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь; поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги развитие бартера – натурального обмена; кредиторы избегают давать в долг.
Для денежной массы: потеря деньгами своей ценности и прекращение выполнения своей функции как меры стоимости и средства обращения, что ведёт к финансовому краху.
Для соц. стабильности в обществе: снижение расходов государственного бюджета, направляемых на реализацию социальных программ; возникновение социальной напряжённости в обществе.
Положительные: способствуя повышению цен и прибыли, умеренная инфляция выступает как фактор стимулирования деловой активности, экономического роста, ускорения процесса инвестирования; уменьшается внутренний государственный долг; растут налоговые доходы государства; при падении курса национальной валюты может удешевляться экспорт, что позволяет расширить зарубежные рынки сбыта продукции. Одновременно растёт стоимость импорта, уменьшая конкурентоспособность иностранных товаров.
Антиинфляционная политика: 2 подхода – комплекс мер, предпринимаемых правительством и Центральным банком страны, направленный на предупреждение, снижение или преодоление инфляции, зависящий от её темпа и причин.
- Приспособление к инфляции: индексация доходов, контроль уровня цен, повышение учётной ставки процента (ставки рефинансирования).
- Попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами: ограничение денежной массы, повышение нормы обязательных резервов, сокращение госрасходов и соц. программ, увеличение налоговых поступлений в бюджет.