Мышление –активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях
Формы мышления
- понятийные и категориальные;
- ассоциативно-образные;
- вербально-речевые;
- деятельностно-орудийные
Основа мышления – головной мозг человека
Средство мышления – язык
База мышления – чувственный опыт
Особенности мышления
1 Социально по своей природе
2 Неразрывно связано с языком
3 Обобщённое отражение действительности
4 Опосредованный характер
5 Возникает на основе практической деятельности
6 Имеет место только тогда, когда существует проблемная ситуация
7 Личностный характер
8 Предполагает включение в мыслительный процесс эмоционально-волевых сторон личности
9 Представляет собой сложное социально-историческое явление
Этапы процесса мышления
1 Наличие:
— потребности (материальной, духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить;
— интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности;
— умения отделить новое, необычное от известного;
— стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
Формулирование задачи
2 Решение поставленной задачи
3 Достижение нового знания
Типы мышления
1 Образное
2 Понятийное
3 Знаковое
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Компоненты деятельности
1 субъект 2 объект 3 мотив
4 цель 5 методы 6 средства 7 процесс 8. Результат.
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности
Цель –осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека
Виды деятельности
1 игра 2 учение 3 общение 4 труд
Игра -вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых
Общение –это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией
Функции общения
1 социализации 2 познавательная
3 психологическая 4 отождествления-противопоставления
5 организационная
Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков
Виды учения
1 организованное 2 неорганизованное
Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата
Особенности труда : Целесообразность, Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов,Наличие мастерства, умений, знаний, Практическая полезность, Наличие результата, Развитие личности.
Материальная деятельность
А) материально- производственная Б )социально -преобразовательная
Духовная деятельность
А) познавательная Б) ценностно -ориентировочная В) прогностическая
Репродуктивная деятельность– деятельность по образцу
Творческая деятельность – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавше
Механизмы творческой деятельности-
1 воображение
2 фантазия
3 комбинирование
4 интуиция
Характерные черты деятельности:
- Сознательный характер
- Продуктивный характер
- Преобразующий характер
- Общественный характер