Тема 1.5. Мышление и деятельность

Мышление –активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях

 

Формы мышления

  • понятийные и категориальные;
  • ассоциативно-образные;
  • вербально-речевые;
  • деятельностно-орудийные

Основа мышления – головной мозг человека

Средство мышления – язык

База мышления – чувственный опыт

Особенности мышления

1 Социально по своей природе

2 Неразрывно связано с языком

3  Обобщённое отражение действительности

4  Опосредованный характер

5 Возникает на основе практической деятельности

6  Имеет место только тогда, когда существует проблемная ситуация

7  Личностный характер

8  Предполагает включение в мыслительный процесс эмоционально-волевых сторон личности

9  Представляет собой сложное социально-историческое явление

Этапы процесса мышления

1 Наличие:

— потребности (материальной, духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить;

— интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности;

— умения отделить новое, необычное от известного;

—  стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

Формулирование задачи

2 Решение поставленной задачи

3 Достижение нового знания

Типы мышления

1 Образное

2 Понятийное

3 Знаковое

Деятельность  –  способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Компоненты деятельности

1             субъект                                           2   объект                                                     3 мотив

4   цель                                      5   методы                                               6 средства                  7 процесс          8. Результат.

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности

Цель  –осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека

Виды деятельности

1  игра                    2  учение                                3  общение                               4 труд

Игра -вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых

Общение –это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией

Функции общения

1 социализации           2 познавательная

3   психологическая    4 отождествления-противопоставления

5 организационная

Учение –  вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков

Виды учения

1 организованное                             2 неорганизованное

Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата

Особенности труда : Целесообразность, Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов,Наличие мастерства, умений, знаний, Практическая полезность, Наличие результата, Развитие личности.

Материальная деятельность

А)  материально- производственная          Б )социально -преобразовательная

Духовная деятельность

А) познавательная                                   Б) ценностно -ориентировочная                                        В) прогностическая

Репродуктивная деятельность– деятельность по образцу

Творческая деятельность –  это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавше

Механизмы творческой деятельности-

1 воображение

2 фантазия

3 комбинирование

4 интуиция

Характерные черты деятельности:

  • Сознательный характер
  • Продуктивный характер
  • Преобразующий характер
  • Общественный характер

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *