Тема 1.17 Многовариантность общественного развития

Виды обществ:
По наличию письменностидописьменные; письменныеПо числу уровней управленияпростые; сложныеПо формационному признаку первобытное; рабовладельческое; феодальное; капиталистическое; коммунистическое.

по уровню развития развитые; развивающиеся; отсталые.по уровню социальных перемещенийоткрытые; закрытые

Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное)ИндустриальноеПостиндустри­альное (инфор­мационное)
Основной фактор производ­стваЗемляКапиталЗнания
Основной продукт производ­стваПищаПромышленные изделия  Услуги
Характер­ные черты производ­стваРучной трудШирокое применение механизмов, технологийАвтоматизация  производства, компьютеризация общества
Характер трудаИндивидуальный трудПреимущественно стандартная деятельностьРезкое повышение творческого начала в труде
Занятость населенияСельское хозяйство — около 75%  Сельское хозяйство — около  10%, промышленность — 85%Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экс­портаСырьё  Продукты производстваУслуги
Социаль­ная  струк­тура          Сословия, классы, включённость всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность        Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структурСохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
Полити­ческая жизнь        Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для неё не нужны обоснования;      Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от неё требуется обоснование права на лидерствоПолитический плюрализм1, сильное гражданское общество;
Духовная жизньГосподствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью    Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистовОсобая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *