Виды обществ:
По наличию письменности – дописьменные; письменныеПо числу уровней управления – простые; сложныеПо формационному признаку – первобытное; рабовладельческое; феодальное; капиталистическое; коммунистическое.
по уровню развития – развитые; развивающиеся; отсталые.по уровню социальных перемещений – открытые; закрытые
Линии сравнения | Традиционное (доиндустриальное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Основной продукт производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов, технологий | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | Индивидуальный труд | Преимущественно стандартная деятельность | Резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | Сельское хозяйство — около 75% | Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85% | Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66% |
Основной вид экспорта | Сырьё | Продукты производства | Услуги |
Социальная структура | Сословия, классы, включённость всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность | Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для неё не нужны обоснования; | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от неё требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм1, сильное гражданское общество; |
Духовная жизнь | Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью | Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов | Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |