Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука как институт общества-Особаяс истема общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания
Модели научного знания
1 Постепенное развитие науки
2 Развитие науки через научные революции
3 Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания
4 Развитие через интеграцию научного знания
Функции науки
- Культурно-мировоззренческая
- Познавательно-объяснительная
- Прогностическая
Научное познание– особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- объективность добываемого знания;
• развитость понятийного аппарата (категориальность);
• рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
• проверяемость;
• высокий уровень обобщения знаний;
• универсальность: предметом исследования может быть любой феномен, всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека;
• исследование изучаемого предмета со стороны закономерностей и причин;
• использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Уровни научного познания
1 ЭМПИРИЧЕСКИЙ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
Формы научного познания
Эмпирические (Научный факт Эмпирический закон)
Теоретические (Проблема Гипотеза Теория)
Методы эмпирического познания
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение
Универсальные методы познания
Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Методы теоретического познания
Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к
конкретному; формализация, математизация
Социальные науки: история, культурология, политология, правоведение социология, экономика, философия, этика, эстетика
Особенности социально-гуманитарных наук
1 Субъект и объект познания совпадают.
2 Социально-гуманитарное знание всегда связано с интересами индивидов субъектов познания.
3 Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.
4 Сложность объекта познания
5 Изучая общество можно говорить об установлении только относительных истин
6 Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент