Этнические общности

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций. 

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения:

1) Естественно-биологический или расово-антропологический подход — признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и народностей.

2) Марксистская теория — провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм.

3) Социокультурный подход — рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность — важный источник самодвижения и саморазвития.

4) Пассионарная теория этногенеза (происхождение, развитие этноса) — рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества — цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, одаренные, талантливые люди.

Виды этнических общностей:

• Род — это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

• Племя — это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

• Народность — это исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

• Нация — это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

— его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

— его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

— оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

— необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

— необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *