Наука

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

Рассмотрим основные разновидности науки в форме «основа классификации – виды науки»:

1) предмет и метод познания — науки о природе: естествознание; науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки); науки о познании и мышлении: логика, гносеология, диалектика; технические науки и математика;

2) «удаленность» от практики — фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику; прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания:

1. Постепенное развитие науки — истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшествеников.

2. Развитие науки через научные революции — периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм» (парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи).

3. Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания – за эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.

4. Развитие через интеграцию научного знания — строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук.

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Внутренние законы науки:

— преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых);
— чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции);
— сочетание процессов дифференциации и интеграции;
— углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.

Функции современной науки:

— культурно-миро¬воззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры;

— познавательно-объяснительная — осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития;

— прогностическая — осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *