Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Рынок — одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности имеется самое различное толкование рынка у нас и за рубежом.
Функции рынка

Рынок выполняет определенные функции:

выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;

уравновешивает спрос и предложение;

обеспечивает сбалансированность экономики;

на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;

это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;

объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.
Рыночный механизм

Деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:

Рынок средств производства. Торговля средствами производства — это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции.

Рынок рабочей силы. Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике.

Рынок капитала и финансов. В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.

Рынок потребительских товаров. На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления.

Рынок информационных материалов и информационных услуг.
Спрос и предложение

Спрос на какой-либо товар или услугу — это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

индивидуальный спрос — это спрос конкретного субъекта;

рыночный спрос — это спрос всех покупателей на данный товар.

Объем спроса — это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени. Изменение в величине спроса — это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Предложение какого-либо товара или услуги — это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения — то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *