Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Наука — сложное понятие. Ее, как и другие общественные явления, можно трактовать по-разному:

наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований;

наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.

Сам термин «наука» многозначен:

Наука — это систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т. п.);

Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);

Наука — это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (академии наук, министерства образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в этом смысле).

Наука — это общность людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в этом случае речь идет о некоем научном сообществе).
Критерии научности знаний

Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя).

Рациональность. Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки.

Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.

Системность. Упорядоченность знания по определенным признакам (система — совокупность взаимосвязанных элементов, которая представляет единое целое).

Проверяемость (верифицируемостъ). Научные знания должны быть проверены на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование объектов, тем отчетливей проявляется необходимость создания системы особых методов.

Занятия наукой требуют от человека особой подготовки, тогда как при обыденном познании такая подготовка осуществляется автоматически — когда человек включается в жизнь общества и различные сферы деятельности.
Основные функции науки в обществе

познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);

мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

производственная (современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *