Как решать 10 задание (график) из ЕГЭ по обществознанию

По моему опыту, 90% учеников это задание, мягко говоря, не очень удачно решают. Это потому, что они пока еще не прочли эту статью.

Приступим.

Практически все 10-е задания про одно и то же. И, наверное, поэтому решать их очень просто.

Как же решать? Читаем внимательно, повторять не буду 😉

Во-первых, там есть изменение или СПРОСА, или ПРЕДЛОЖЕНИЯ какого-либо товара или услуги.

Давайте посмотрим как это выглядит  и как определить спрос это или предложение:

spr-r

Ну вот, например, график – сразу смотрим на буквы около наклонных прямых(или кривых) – если есть буква D – значит это спрос 😉 , кстати, если внимательно прочитать задание, то там тоже говориться о спросе.

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние  (Р — цена то­ва­ра, Q — ве­ли­чи­на спро­са то­ва­ра).

Ниже вариант с изменением предложения – это мы определяем по латинской букве S на графике

pr-r

Про то, что там про предложение, можно так же узнать найдя слово «предложение» в задании

На ри­сун­ке от­ра­же­ны из­ме­не­ния, про­изо­шед­шие с пред­ло­же­ни­ем све­же­вы­лов­лен­ной рыбы: линия пред­ло­же­ния S1 пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние S2 (Р — цена то­ва­ра, Q — ве­ли­чи­на пред­ло­же­ния то­ва­ра).

А что же другие буквы – Р(цена), Q(количество)? – Забудьте их, как кошмарный сон, вообще не смотрите на них – они вам не нужны.

Далее есть один нюанс:

Эти спрос или предложение могут либо расти, либо снижаться. Я серьезно!

Как же определить снижаются они или растут?

Сейчас покажу как.

Вот графики про спрос:

spr-rspr-p

Кому как удобнее – например, некоторые запоминают так: если изменяется вправо – то спрос растет; если влево, то спрос падает

Есть и другой вариант – мне он  ближе почему-то:

Мысленно достраиваем треугольник как показано на рисунке ниже:

spros

если треугольник растет, то и спрос растет , если треугольник уменьшается – то и спрос уменьшается.

Теперь предложение:

pr-rpr-p

То же самое: вправо – растет; влево –падает

То же самое, но с треугольниками:

predlozhenie

Продолжаем.

Теперь нам надо найти из предложенных вариантов (скорее всего их будет 5) причины (скорее всего их будет две) изменения спроса и предложения.

Теперь немного теории:

Спрос   – желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Факторы, влияющие на спрос:  

·  Уровень доходов потребителей. Чем выше уровень дохода потребителей, тем больший спрос на товары и услуги, и наоборот, чем ниже уровень дохода, тем ниже спрос на такие продукты, как мясо молоко, бытовую технику и т. д.

·  Влияние на вкусы и предпочтения потребителей рекламы. Чем более узнаваемый бренд указан на этикетке товара, тем выше спрос.

·  Влияние на вкусы и предпочтения потребителей моды. Положительные перемены во вкусах приведут к повышению спроса. И напротив, если что-то выходит из моды- спрос снижается.

·  Уровень цен на взаимозаменяемые товары. Например, повышение цен на отдых в Турции ведет к повышению спроса на отдых в Египте.

·  Уровень цен на дополняющие друг друга товары. Например, повышение цен на газ ведет к снижению спроса установку газового оборудования в автомобили.

·  Время, которое затрачивается на потребление товара. Спрос, например, на соль всегда находится примерно на одном уровне. Ведь этот продукт потребляется в небольших количествах, а значит, например, одной пачки может хватить надолго.

·  Доступность товара. На дефицитный товар всегда наблюдается повышенный спрос, в отличие от общедоступной продукции.

·  Ожидание изменения цен. Спрос повышается в том, случае, если потребитель ожидает, что через неделю товар будет стоить дороже. Продукция раскупается быстрее и в больших количествах.

·  Время года. На новогодние елки, например, спрос возникает примерно на 1 месяц в году. В другое время он просто нулевой;.

·  Количество населения. Чем больше покупателей на рынке, тем больше спрос на товары.

Предложение   – это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Объем (величина) предложения  – количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Факторы, воздействующие на объем предложения товара на рынке:

·цена товара (чем выше цена, тем выше предложение)

·технология производства. Если вводится более совершенная технология, то снижаются издержки и выпускается больше продукции, что также увеличивает объем предложения;

·цена на экономические ресурсы. Снижение цен на ресурсы ведет к расширению количества предлагаемого товара;

·количество товаропроизводителей;

·налоги и субсидии. Повышение налогов снижает пред­ложение, а субсидии приводят к расширению производ­ства.

Все эти факторы надо запомнить

Можно так же пользоваться такими шпаргалками:

sdvig1

sdvig2

А теперь решаем:

spr-p

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке те­ле­ви­зо­ров с плаз­мен­ным экра­ном: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние D1 (Р — цена то­ва­ра, Q — ве­ли­чи­на спро­са то­ва­ра).

Чем, в первую оче­редь, может быть вы­зва­но такое из­ме­не­ние спро­са?

1) умень­ше­ни­ем числа про­из­во­ди­те­лей те­ле­ви­зо­ров

2) из­ме­не­ни­ем тех­но­ло­гии про­из­вод­ства плаз­мен­ных экра­нов

3) сни­же­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

4) рас­про­стра­нив­ши­ми­ся среди на­се­ле­ния слу­ха­ми о вреде для здо­ро­вья плаз­мен­ных те­ле­ви­зо­ров

5) уси­ле­ни­ем кон­ку­рен­ции то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей

 Итак смотрим на график и судя по букве D определяем что это про спрос.

Смотрим на текст задания и прочитав фразу: «линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние D1» еще раз убеждаемся, что задание про спрос.

Далее – смотрим на график и видим, что спрос уменьшается

Затем  читаем предложенные в задании ответы и сравниваем их с вышеперечисленными факторами и находим факторы влияющие  на уменьшение спроса.

1)    умень­ше­ни­ем числа про­из­во­ди­те­лей те­ле­ви­зо­ров

Комментарий: фактор уменьшает предложение, к спросу не относится

2)    из­ме­не­ни­ем тех­но­ло­гии про­из­вод­ства плаз­мен­ных экра­нов

Комментарий: фактор увеличивает предложение, а нам нужен спрос. Не пойдет!

3)    сни­же­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

Комментарий: фактор снижает спрос. АГА! Вроде подходит нам!

4)    рас­про­стра­нив­ши­ми­ся среди на­се­ле­ния слу­ха­ми о вреде для здо­ро­вья плаз­мен­ных те­ле­ви­зо­ров

Комментарий: Антиреклама – конечно же снижает спрос. Тоже подходит

5)    уси­ле­ни­ем кон­ку­рен­ции то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей

Комментарий: Фактор влияет на рост предложения – не подходит

 Ответ: 34

Следующее задание

spr-r

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке ав­то­мо­би­лей: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние Dl (Р — цена то­ва­ра, Q — ве­ли­чи­на спро­са то­ва­ра).

1) ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния

2) вве­де­ни­ем еди­но­го на­ло­га для про­из­во­ди­те­лей

3) сни­же­ни­ем цен за про­езд в ав­то­бу­сах и трол­лей­бу­сах

4) уве­ли­че­ни­ем объ­е­ма услуг об­ще­ствен­но­го транс­пор­та

Чем вы­зва­но дан­ное из­ме­не­ние?

Видим, что это спрос и он растет.

1)    ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния

Комментарий: фактор как раз увеличивает спрос. Подходит!

2)    вве­де­ни­ем еди­но­го на­ло­га для про­из­во­ди­те­лей

Комментарий: фактор уменьшает предложение. Не годится!

3)    сни­же­ни­ем цен за про­езд в ав­то­бу­сах и трол­лей­бу­сах

Комментарий: снижение цен на товар заменитель (общественный транспорт) ведет к СНИЖЕНИЮ спроса на товар (автомобили). А у нас РОСТ спроса. Не подходит!

4)    уве­ли­че­ни­ем объ­е­ма услуг об­ще­ствен­но­го транс­пор­та

Комментарий: фактор ведет к снижению спроса. Не подходит

5)    Снижение цен на бензин

Комментарий: Снижение цен на сопутствующие товары ведет к росту спроса. Подходит!

Чем вы­зва­но дан­ное из­ме­не­ние?

Ответ: 15

Идем далее

pr-r

На гра­фи­ке изоб­ра­же­но из­ме­не­ние пред­ло­же­ния лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей на по­тре­би­тель­ском рынке: кри­вая пред­ло­же­ния пе­ре­ме­сти­лась из по­ло­же­ния S в по­ло­же­ние S1. (На гра­фи­ке P – цена то­ва­ра; Q – ко­ли­че­ство то­ва­ра.) Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров могут вы­звать такое из­ме­не­ние? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства про­из­во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей

2) сни­же­ние воз­рас­та по­лу­че­ния во­ди­тель­ско­го удо­сто­ве­ре­ния

3) сни­же­ние цен на ком­плек­ту­ю­щие из­де­лия для ав­то­мо­би­лей

4) рост та­ри­фов на элек­тро­энер­гию

5) по­вы­ше­ние про­цен­тов по ав­то­кре­ди­там

Такс…как видим, тут рост предложения

1)    уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства про­из­во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей

Комментарий: как раз рост предложения — подходит

2)    сни­же­ние воз­рас­та по­лу­че­ния во­ди­тель­ско­го удо­сто­ве­ре­ния

Комментарий: повысит спрос на автомобили – а надо предложение

3)    сни­же­ние цен на ком­плек­ту­ю­щие из­де­лия для ав­то­мо­би­лей

Комментарий: тут снижение цены на экономические ресурсы – как раз рост предложения – подходит!

4)    рост та­ри­фов на элек­тро­энер­гию

 Комментарий: снижение предложения – а нам нужен рост – не годится!

5) по­вы­ше­ние про­цен­тов по ав­то­кре­ди­там

  Комментарий: снижение спроса.

Ответ: 13

И еще вариант:

pr-p

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке элит­ной кож­га­лан­те­реи: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние SI. (Р — цена то­ва­ра, Q — объём пред­ло­же­ния.)

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но пре­жде всего с(со)

1) рез­ким по­вы­ше­ни­ем цен на кож­сы­рье

2) сни­же­ни­ем сто­и­мо­сти ко­жа­ных из­де­лий руч­ной ра­бо­ты

3) по­вы­ше­ни­ем им­порт­ных по­шлин на пре­стиж­ные кол­лек­ции брен­до­вых сумок

4) со­вер­шен­ство­ва­ни­ем тех­но­ло­гий из­го­тов­ле­ния сумок и ко­шель­ков

5) су­ще­ствен­ным ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния

Тут явно видно снижение предложения.

Находим причины:

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но пре­жде всего с(со)

1)    рез­ким по­вы­ше­ни­ем цен на кож­сы­рье

Комментарий: подходит

2)    сни­же­ни­ем сто­и­мо­сти ко­жа­ных из­де­лий руч­ной ра­бо­ты

Комментарий: повлияет на рост спроса, а нам надо снижение предложения

3)    по­вы­ше­ни­ем им­порт­ных по­шлин на пре­стиж­ные кол­лек­ции брен­до­вых сумок

Комментарий: т.е. рост налогов – подходит т.к. предложение снизится

4)    со­вер­шен­ство­ва­ни­ем тех­но­ло­гий из­го­тов­ле­ния сумок и ко­шель­ков

Комментарий: предложение вырастет, а мы ищем снижение – не годится

5)    су­ще­ствен­ным ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния

Комментарий: тут вырастет спрос, а нам надо предложение  – не годится

Ответ: 13  

Надеюсь не очень сложно изложил))

Желаю удачи на ЕГЭ

One comment

  1. Valeria:

    Спасибо Вам большое! Все очень понятно и доступно описано!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *