Политическая сфера общества. Краткий конспект

1.Власть и ее виды.

Власть — это организованная сила, обеспечивающая способность определенной социальной общности — рода, класса, народа — подчинять своей воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Источник власти. Авторитет, сила, закон, богатство, знание, харизма и др.

Субъект власти. Государство, парламент, политический лидер, политические партии и др.

Функции власти. Господство, руководство, управление, координация, организация, контроль.

Средства власти. Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и др.

Объект власти. Человек, масса, социальные слои и группы, и др.

Виды власти:

Политическая – способность и умение реализовать функцию общественного управления.

Экономическая – контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная – контроль над распределением статусов, должностей, льгот и привилегий.

Принудительная – контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Культурно-информационная –Контроль над людьми с помощью информации и средств ее распространения.

Основные принципы устойчивости власти:

Легитимность.

Результативность.

2.Теория разделения власти.

Цель разделения властей – предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе, предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Теория разделения властей (Дж. Локк, III. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон). Основные положения:

Законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции.

Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой.

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти.

Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

Разделение властей и их функции:

Законодательная (парламент) – представляет интересы граждан, издает законы.

Судебная (судьи всех уровней) – следит за соблюдением законов власти.

Исполнительная (правительство) – управляет государственными делами.

3. Политическая система общества и ее функции.

Политическая система общества — это система институтов, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Политические организации как институты власти (органы государственной власти, политические партии, общественно-политические движения и организации).

Политические отношения.

Политические взгляды, идеи.

Политические и правовые нормы и ценности.

Политическая культура.

Функции политической системы:                                       Определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности.

Организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ.Распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей.

Согласование интересов государства и социальных общностей.Формирование политического сознания народных масс или манипулирование ими.

Утверждение данного политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Законотворчество.

4.Политическая организа-ция общества и ее структура.

Политическая организация общества—совокупность создаваемых людьми государственно-правовых и массово-политичес-ких учреждений, выражающих и защищающих интересы определенных социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию государственной власти в системе управления социальными процессами.

Структура:

Государство (система государственных органов).

Общественно-политические движения и организации.

Политические партии.

 

 

5.Основные теории происхождения государства.

Основные теории происхождения государства:

Теологическая. Государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле.

Патриархальная (Р. Филмер). Государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу.

Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин). Государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов.

Договорная (Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк). Государство — продукт договора между людьми о защите их естественных прав.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович). Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

6.Государство, его признаки и функции.

Государство— политико-терри-ториальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо- обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Признаки государства:

Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница).

Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления).

Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях).

Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений).

Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию.

Обязательность членства в государстве.

Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

Функции государства:

Политическая – государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов.

Экономическая – государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.).

Социальная – осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.

Идеологическая – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации.

Участие в решении глобальных проблем.

Обеспечение национальной безопасности.

Развитие взаимовыгодного сотрудничества.

Отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

7.Сущность механизма
(аппарата) государства.

Механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Принципы организации и деятельности:

Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.

Принцип разделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц.

Принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства.

Принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата.

Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения вопросов государственной жизни.

Принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Государственные органы – составные части механизма государства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства.

Признаки:

Представляют собой самостоятельные элементы государственного аппарата.

Наделены властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения.

Образуются и действуют на основе правовых актов, которые определяют их компетенцию.

8.Формы государства.

Форма государства указывает, как организованы и функционируют государство и право.

Форма правления – определяет, кому принадлежит власть, т.е. это способ организации верховной государственной власти.

Монархия:абсолютная (Саудов-ская Аравия, Катар, Оман); дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко); парламентская (Великобритания, Швеция, Норвегия).

Республика: президентская (США, Аргентина, Бразилия); полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Франция, Россия); парламентская (Италия, Германия, Швейцария, Индия).

Формы государственного ус-тройства – определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей.

Унитарное государство.

Федеративное государство.

Конфедеративное государство.

Политический режим – совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Тоталитарный.

Авторитарный.

Демократический.

9.Виды монархии и их признаки.

Абсолютная:

Принадлежность законодательной власти – монарху.

Осуществление исполнительной власти – монарх.

Назначение главы правительства – монарх.

Ответственность правительства – перед монархом.

Право роспуска парламента – отсутствует (или парламент).

Право veto монарха на решения парламента – отсутствует.

Чрезвычайно-указное законодательство монарха – неограниченное (указ монарха имеет силу закона.)

Современные страны – Саудовская Аравия, Оман.

Дуалистическая:

Принадлежность законодатель-ной власти – разделана между монархом и парламентом.

Осуществление исполнительной власти – монарх.

Назначение главы правительства – монарх.

Ответственность правительства – перед монархом.

Право роспуска парламента – у монарха (неограниченное).

Право veto монарха на решения парламента – абсолютное veto.

Чрезвычайно-указное законодательство монарха – только в период между сессиями пар-ламента.

Современные страны – Иордания, Кувейт.

Парламентарная:

Принадлежность законодательной власти – парламенту.

Осуществление исполнительной власти – формально – монарх, фактически – правительство.

Назначение главы правительства – формально – монарх, но с учетом парламентских выборов.

Ответственность правительства – перед парламентом.

Право роспуска парламента – у монарха (по рекомендации правительства).

Право veto монарха на решения парламента – предусмотрено, но не используется.

Чрезвычайно-указное законодательство монарха – предусмотрено, но не используется.

Современные страны – Великобритания, Япония, Испания.

 

 

10.Виды республик
и их признаки.

Президентская:

Порядок избрания президента – избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь).

Порядок образования правительства – президент формирует правительство при определенном парламентском контроле.

Ответственность правительства – перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству.

Право роспуска парламента у президента – отсутствует.

Наличие поста премьер-министра – отсутствует.

Объем полномочий президента – полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти.

Современные государства – США, страны Латинской Америки.

Полупрезидентская (смешанная):

Порядок избрания президента – избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь).

Порядок образования правительства – правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента.

Ответственность правительства – двойная ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен.

Право роспуска парламента у президента – президент имеет право роспуска парламента.

Наличие поста премьер-министра– существует пост премьер-министра.

Объем полномочий президента – президент—глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

Современные государства – Франция, Россия, Австрия.

Парламентская:

Порядок избрания президента – избирается на заседании парламента.

Порядок образования правительства – правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии.

Ответственность правительства – перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства.

Право роспуска парламента у президента – президент имеет право роспуска парламента.

Наличие поста премьер-министра – существует пост премьер-министра.

Объем полномочий президента — президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность.

Современные государства – Италия, Индия, ФРГ, Швейцария.

11.Формы территориально-политического устройства.

Унитарное государство – единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Централизованные государства (Великобритания, Швеция, Дания) – предоставляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления, но средние уровни управления не обладают значительной автономией.

Децентрализованные государства (Франция, Италия, Испания) – крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами и правительствами, административно-управлен-ческими структурами. В области налогообложения их компетентность сильно ограничена.

Федеративное государство – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство. (США, Германия, Мексика, Бразилия, Швейцария, Россия).

Конфедеративное государство – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Его члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта, связи, денежной системы. (США 1776 – 1787, Швейцария до 1848, Германия 1815 – 1867).

12.Политические режимы.

Демократический:

Формы – непосредственная и представительная демократия.

Социальная база – опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности.

Государственное устройство – правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения.

Партийная система – многопартийность.

Оппозиция – действует легально.

Правовой принцип – разрешено все, что не запрещено законом.

Права человека – большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан.

Экономика – смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер.

Идеология – политический плюрализм.

Карательные органы – строго подчиняются закону.

Тоталитарный:                   Формы – итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм.

Социальная база – опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения.

Государственное устройство – «всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни.

Партийная система – государство одной партии.

Оппозиция – отрицается.

Правовой принцип – запрещено все, что не разрешено законом.

Права человека – права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство.

Экономика – централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина.

Идеология – существует единственная обязательная официальная идеология.

Карательные органы – пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны.

Авторитарный:

Формы – от буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока.

Социальная база – опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь.

Государственное устройство – традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни.

Партийная система – правящая партия огосударствлена.

Оппозиция – ее деятельность ограничена жесткими рамками.

Правовой принцип – все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью.

Права человека – права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности.

Экономика – обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой.

Идеология – доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений.

Карательные органы – важный элемент государственного аппарата.

13.Избирательные системы.

Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Мажоритарная система – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент. Действует на основе создания коалиций групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы. Применяется в США, Индии, Японии. Разновидности:

Абсолютного большинств-изб ранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос.

Относительного большинства – побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности.

Пропорциональная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов. Объединение различных интересов происходит после выборов в парламент. Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции. Применяется в Италии, Израиле и др.

14.Политическая идеология и ее виды.

Политическая идеология — систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих коренные интересы различных социальных групп по поводу власти, ее завоевания, защиты и использования, на основе которых складываются политические отношения и функционируют политические институты.

Виды политической идеологии:

Либерализм. • Абсолютная ценность человеческой личности. • Ограничение объема и сфер деятельности государства. • Свобода частной собственности. • Политическое равенство всех людей. • Общество изменяется путем реформ.

Социальная база: Мелкая и средняя буржуазия, торговцы, интеллигенция, рабочие.

Консерватизм. • Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. • Укрепление устоев государства. • Против государственного капитализма. • Обществу присуще неравенство. • Общество изменяется эволюционно.

Социальная база: Крупная промышленная и финансовая буржуазия, интеллигенция, верующие, зажиточные слои крестьянства.

Социал-демократизм. • Свобода личности, социально-экономическое равенство, справедливость. • Отказ от классовой борьбы. • Эволюционное развитие общества в сторону социализма.

Социальная база: Мелкая и часть средней буржуазии, пролетариат, часть крестьянства.

Коммунизм. • Превосходство рабочего класса над другими социальными группами и установление его диктатуры. • Пролетарский интернационализм. • Классовая борьба. • Уничтожение частной собственности. • Революционный переход к социализму.

Социальная база: Люмпенизированные элементы, часть рабочих и крестьян.

Фашизм. • Расовое превосходство. • Социализация производства. • Подчинение интересов личности интересам государства.

Социальная база: Люмпенизиро-ванные слои, часть рабочих и крестьян, интеллигенция и буржуазия.

15.Политические партии.

Политическая партия — это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

По участию в осуществлении власти выделяют:

Правящие — партии, которые находятся у власти.

Оппозиционные — партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу – завоевать власть.

По характеру членства:

Кадровые партии:

немногочисленны;

свободное членство;

опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту;

в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию;

проводят деятельность только в период выборов.

Массовые партии:

многочисленны;

преобладает воспитательная функция;

тесная связь между членами партии;

жесткая дисциплина;

первичные парторганизации;

деятельность проводится систематически.

По шкале политического спектра:

Левые партии:

за реформы;

за вытеснение частного сектора;

социальная защита трудящихся;

радикально-революционные методы действия.

Центристские партии:

компромисс;

сотрудничество.

Правые партии:

за сильное государство;

охрана частной собственности;

за стабильность;

отрицательное отношение к революции.

 

16.Основные функции политических партий.

Основные функции политических партий:

Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства.

Политическое воспитание.

Подготовка кадров политиков.

Участие в осуществлении власти.

Участие в формировании органов власти.

Формирование общественного мнения.

Выражение интересов социальных групп.

      17.Партийные системы.

Партийная система — это совокупность легально действующих партий и отношений между ними.

Альтернативная:

Существует по крайней мере одна оппозиционная легальная партия, которая может прийти к власти законным путем (Япония).

Двухпартийная система (США, Великобритания).

Многопартийная система (ФРГ, Италия, Франция и др.).

Неальтернативная:

Не существует реальной возможности для прихода к власти оппозиции (Саудовская Аравия, Катар, Бруней).

Однопартийная система (КНДР, Куба).

Существует много партий, ведущих борьбу за власть, но власть реально принадлежит надпартийной силе (армия, церковь) (Чили в 80-х гг. XX в.).

 

 

18.Мыслители о сущности гражданского общества.

Т. Гоббс, английский философ. «Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом».

Дж. Локк, английский философ. «Гражданское общество-это общество политическое, т.е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы».

Ш.Л. Монтескье, французский философ. « Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которые для прекращения этой вражды преобразуются в государство».

Т. Пейн, американский просветитель. «Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства. Гражданское общество — благо, а государство—неизбежное зло».

Г. Гегель, немецкий философ. «Гражданское общество — сфера реализации особенных частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер. Само гражданское общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству, которое способно интегрировать разрозненные интересы в цельное общество граждан».

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие социологи, политические деятели. «Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство».

19.Гражданское общество: предпосылки формирования
и структура.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Предпосылки гражданского общества:

Экономические – частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные – большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые – юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные – обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести.

Структура:                             Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах.

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные).

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества.

Научные и культурные организации, спортивные общества.

Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы.

Независимые средства массовой информации.

Церковь.

Семья.

20.Гражданское общество: этапы формирования и функции.

В мировой науке выделяют четыре подхода к гражданскому обществу:

Противопоставление дикости (анархии).

Противоположность церкви (религиозным обществам).

Комплекс общественных отношений, противоположных государству.

Конкретный феномен западной цивилизации.

Этапы формирования гражданского общества:

XVI—XVII вв. — складывание экономических и политических предпосылок его существования, переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики).

XVIII — конец XIX в. — формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США (в виде капитализма свободной конкуренции).

XX в. — превращение среднего класса в основную социальную группу, процесс становления правового государства.

Функции:

Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.

Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.

Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы.

21.Гражданское общество и государство.

Гражданское общество:

Кодекс

Нормы

Неполитические объединения

Основа – неполитические ассоциации.

Государство:

Конституция

Законы

Государственные организации

Основа — политические институты.

 

22.Местное самоуправление.

Органы местного самоуправления — это органы демократической самоорганизации граждан.

Муниципальное образование (город, район, село). Население управляет посредством:

схода, т. е. общего собрания жителей;

референдума;

прямых выборов органов самоуправления.

Представительный орган: Выборное собрание (дума, муниципальный комитет и т.п.)

Выборный орган: Глава муниципального образования — мэр, староста, глава администрации и т.д. Назначаемый главой муниципального образования аппарат управления — администрация.

23.Правовое государство.

Правовое государство — это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества.

Главная цель: обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.

Признаки:

Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том числе и над самим государством. Деятельность государства ограничена рамками права.

Существует реальное разделение властей.

Взаимная ответственность личности и государства.

Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью.

Равенство всех перед законом.

Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов.

Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Пути формирования:

Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.

Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

24.Социальное государство.

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности.

Основывается на:

достаточно высоком уровне экономического развития;

демократизме политической системы;

компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества;

развитии системы социального партнерства;

повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально- экономических процессов.

Обеспечивает:

движение к утверждению в обществе социальной справедливости;

ослабление социального неравенства;

предоставление каждому человеку работы или иного источника существования;

сохранение мира и согласия в обществе;

формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Принципы социального государства:

Социальная справедливость.

Социальный мир.

Гражданское согласие.

25. Демократия:
сущность и виды.

Демократия в широком смысле: форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду.

Демократия в узком смысле: форма государственного политического устройства, которой присущи определенные признаки.

Виды демократии:

Непосредственная (прямая) – непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни.

Выборы – комплекс мер, связанных с формированием руководящих органов государства, партий, организаций.

Референдум – всенародное голосование (опрос) по общественным вопросам государственной, политической жизни.

Партиципационная (демократия участия) – участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства.

Представительная (репрезентативная)-опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве.

Принципы демократии:

Принцип большинства.

Право меньшинства на оппозицию.

Свобода, равенство.

Принцип разделения властей.

Многопартийность.

Равенство в избирательных правах.

26.Политическая культура
и ее функции.

Политическая культура — это уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения.

Знания и представления о политике.

Политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения).

Способы практических политических действий.

Политическое сознание.

Политическое поведение.

Функции:

Идентификация-раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.

Ориентация-характеризует стре мление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию обществен-ных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

Адаптация — выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.

Социализация — характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

Интеграция (дезинтеграция) обеспечивает различным группам возможность сосущество-вать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом.

Коммуникация- связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

27.Типы политической культуры.

Патриархальный тип:

Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы.

Человек мало восприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (напр., избирателя).

Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.

Подданнический тип:

Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.

Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе.

Активистский тип:

Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т.п.

Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.).

Активно, сознательно участвует в политических процессах общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *