Духовная сфера общества. Краткий конспект

 Духовная сфера общества.

1.Основные подходы
к пониманию культуры.

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

Технологический. Культура — это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

Деятельностный. Культура – это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

Ценностный. Культура — это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

2.Культура и ее функции. Культура в широком смысле: исторически обусловленный дина мический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и резуль-татов активной творческой дея-тельности людей.

Культура в узком смысле:процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Материальная культура. Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека.

Духовная культура. Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

 

Функции:

Познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе.

Оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

3.Формы и разновидности культуры.

Русская; украинская; французская и др.

Национальнаямировая; свет-кая религиозная; западнаявосточная.

Элитарная. Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Народная. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы).

Массовая. Концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры.

Субкультура. Часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная).

Контркультура. Направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества.

4.Искусство и его виды.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Форма бытия искусства – художественное произведение.

Виды искусства:

Архитектура (зодчество).

Живопись.

Скульптура.

Декоративно-прикладное искусство.

Литература.

Музыка.

Театр.

Цирк.

Балет.

Кино.

Фотоискусство.

Эстрада.

Специфика искусства как формы художественного познания:

Образное и наглядное.

Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.).

Большая роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

5.Функции искусства.

Общественно-преобразую-щая—оказывая идейно-эстети-ческое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная -восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности.

Предвосхищения – способность предвосхищать будущее.

Художественно- концептуаль-ная – способность анализировать состояние окружающего мира.

Воспитательная– формирование личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая — воздействие на подсознание людей, на человеческую психику.

Эстетическая — способность формировать эстетические вкусы и потребности человека.

Гедонистическая — особый, духовный характер искусства, призвана доставлять людям удовольствие.

Познавательно- эвристическая- отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

6. Религия. Ее виды и функции.

Религия — это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.

Религии современного мира:

Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день.

Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.).

Мировые религии:

христианство (I в. н.э. в Палестине).

буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии).

ислам (VIII в. н.э. в Аравии).

Ранние религии:

Магия (колдовство).

Тотемизм — поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Фетишизм—поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами.

Анимизм—вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

Основные функции:

Мировоззренческая – любая религия есть определенное мировоззрение, т.е. взгляд на мир как единое целое. Обладая мировоззрением, человек осознает свое предназначение и место в мире.

Регулятивная – религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.

Терапевтическая–религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования.

Коммуникативная–«богообще-ние»—высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом.

Культуротранслирующая- религия способствует развитию определенных основ культуры — искусства, письменности, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

Интегрирующая – религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания.

Легитимизирующая – религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы с точки зрения высшего требования — максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним.

 

 

7.Наука. Ее виды и функции.

Наука это:

Особая система знаний.

Особый вид деятельности.

Система научных исследований.

Опытно-конструкторские изыскания и др.

Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, ВУЗы, академические институты, Академия наук РФ).

Виды наук:

Естественные — гуманитарные.

Фундаментальные – прикладные и т.д.

Общекультурные характеристики:

Рациональность.

Критичность.

Индивидуальность.

Коммуникабельность.

Функции науки:

Культурно-мировоззренчес-кая – формирует мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры.

Познавательно- объяснитель-ная – наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований.

Прогностическая –данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п.

8.Образование и его функции.

Образование — один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Система образования:

Дошкольные образовательные учреждения.

Общеобразовательные школы (гимназии).

Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи).

Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты).

Университеты, колледжи, технические школы.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров.

Повышение квалификации и переподготовка кадров.

Самостоятельное образование граждан.

Основные тенденции в развитии образования:

Демократизация образования — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование.

Рост продолжительности образования.

Непрерывность образования — работник должен быть способен к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ.

Гуманизация образования.

Внимание к личности учащегося, его запросам, интересам, индивидуальным особенностям.

Гуманитаризация образования — повышение роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе.

Интернационализация образования — интеграция образовательных систем.

Компьютеризация образования — использование новых современных технологий обучения.

Функции образования:

Экономическая – формирование социально- профессиональной структуры общества.

Социальная – социализация личности.

Культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида.

9.Мораль и ее функции.

Мораль— специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни, — труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях.

Моральные требования и представления:

Нормы поведения: «не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и т.д.

Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.

Нравственные принципы: коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т.д.

Морально-психологические механизмы: долг, совесть.

Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье.

Функции:

Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей.

Утверждение «человеческого» в человеке.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *