Общество как сложная динамичная система. Краткий конспект

1.Общество и природа.

Общество в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира.

Способы взаимодействия людей.

Формы объединения людей.

Общество в узком смысле:

Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянского).

Отдельное конкретное общество (например, современное российское общество).

Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество).

Человечество в целом.

Природа в широком смысле: весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений (в этом значении – синоним понятия «Вселенная»).

Природа в узком смысле: природно-географическая среда.

2.Общественные отношения.

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него.

Производственные отношения.

Экологические отношения.

Отношения по детопроизводству.

Духовные (идеальные) отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями.

Моральные отношения.

Политические отношения.

Правовые отношения.

Художественные отношения.

Философские отношения.

Религиозные отношения.

3.Основные сферы общества

Духовная сфера удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании.

Экономическая сфера служит удовлетворению материальных потребностей человека.

Политическая сфера направлена на удовлетворение потребностей человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке.

Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности.

Основание для разграничения сфер – базовые потребности человека.

4.Различные взгляды на направленность обществен-ного развития.

Французские просветители. История–это непрерывное обнов-ление, совершенствование всех сторон жизни общества.

Религиозные течения. Преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби. Движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота.

Современные исследователи. Положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса.

5.Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

Прогресс (движение, вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Критерии прогресса:

Развитие человеческого ума.

Совершенствование нравственности людей.

Прогресс науки и техники.

Развитие производительных сил, включая самого человека.

Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.

Регресс (обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утрата способности к выполнению тех или иных функций.

6.Основные пути общественного развития.

Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер.

Реформа – какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры). Виды:

Прогрессивные.

Регрессивные (реакционные).

Революция – коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания. Виды:

Кратковременные (Февральская революция 1917 года в России).

Долговременные (Неолитическая революция – 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.).

7.Сравнительная характеристика разных типов общества.

Доиндустриальное (традиционное) общество:

Основной фактор производства – земля.

Основной продукт производства – пища.

Характерные черты производства – ручной труд.

Характер труда – индустриальный труд.

Занятость населения – сельское хозяйство – около 75%.

Основной вид экспорта – сырье.

Политика в области образования – борьба с неграмотностью.

Продолжительность жизни – 40-50 лет.

Воздействие человека на природу – локальное, неконтролируемое.

Взаимодействие с другими странами – несущественное.

Индустриальное общество:

Основной фактор производства – капитал.

Основной продукт производства – промышленные изделия.

Характерные черты производства – широкое применение механизмов, технологий.

Характер труда – преимущественно стандартная деятельность.

Занятость населения– сельское хозяйство–около 10%, промышленность – 85%.

Основной вид экспорта – продукты производства.

Политика в области образования – подготовка специалистов.

Продолжительность жизни свы-ше 70 лет.

Воздействие человека на природу – глобальное, неконтролируемое.

Взаимодействие с другими странами – тесная взаимосвязь.

Постиндустриальное (инфор-мационное) общество:

Основной фактор производства – знания.

Основной продукт производства – услуги.

Характерные черты производства – автоматизация производства, компьютеризация общества.

Характер труда – резкое повышение творческого начала в труде.

Занятость населения – сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%.

Основной вид экспорта –услуги.

Политика в области образования – непрерывное образование.

Продолжительность жизни – свыше 70 лет.

Воздействие человека на природу – глобальное, контролируемое.

Взаимодействие с другими стра нами – открытость общества.

8. Стадии экономического роста американского социолога У. Ростоу (род. в 1916г). 

Традиционное общество – аграрные общества с довольно примитивной техникой; преобладание сельского хозяйства в экономике; сословно-классовая стру ктура; власть крупных земельных собственников.

«Переходное общество» – рост сельскохозяйственного производства; появление нового вида деятельности – предпринимательства; складывание централизованных государств; усиление национального самосознания.

«Стадия сдвига» – промышленные революции и следующие за ними социально-экономичес-кие и политические преобразования.

«Стадия зрелости» (индустриальное общество) – развитие НТР; рост значения городов и численности городского населения; распространение новейших технологий.

Общество высокого «массового» потребления – значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

9. Общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Структура:

Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взгля дов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений).

Производительные силы – средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду.

10. Виды общественно-экономических формаций.

Первичная архаичная:

Первобытнообщинная.

Рабовладельческая.

 

Вторичная экономическая:

Феодальная.

Капиталистическая.

Третичная коммунистическая:

Социализм.

Коммунизм.

11.Понятие «цивилизация».

Термин цивилизация в мировой исторической и философской литературе употребляется:

Как определенная стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер).

Как синоним культуры (А. Тойнби).

Как ступень исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер).

Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

 

12.Направления в теории цивилизации.

Стадиальный подход. Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии.

Доиндустриальная стадия (аграрная, традиционная) – IV-III тыс. до н.э. – 60-80-е гг. XVIII в.

Индустриальная стадия (машинная, техногенная) – сер. XIX в. – посл. треть XX в.

Постиндустриальная стадия (информационная) переход совершается в наши дни.

Локальный подход. Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические фор-мы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

Структура:

Культурно-психологическая под система (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей).

Политическая подсистема (обы чаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.).

Экономическая подсистема про-изводство; потребление; обмен продуктами, услугами, технологиями; система коммуникаций; принципы регулирования и т.д.).

Биосоциальная подсистема (се-мья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.).

13. Характерные черты локальной и мировой цивилизации.

Локальная цивилизация:

Большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Создается на основе одного господствующего и, в крайнем случае, немногих этносов.

Включает регионы со сравнительно одинаковым уровнем хозяйственного развития.

Имеет приверженцев одной религии.

Носители – представители, как правило, одной расы.

Состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием.

Мировая цивилизация:

Этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способами производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства.

Создается на основе множества этносов.

Включает регионы, находящиеся на всех ступенях социально-экономической эволюции.

Имеет приверженцев всех религий земного шара.

Носители – представители всех рас.

Включает все население земли с огромным разнообразием исторических судеб и культуры.

14.Западная и восточная цивилизации.

Западная цивилизация:

Особенности восприятия мира – рациональное, противоречивое восприятие («фаустовско-гамле-товское»).

Отношение к природе – стремление подчинить себе природу. Человек–венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника.

Соотношение личности и общества – приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы.

Отношения власти – принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм.

Отношения собственности-гос-подство частной собственности.

Отношение к прогрессу– стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер.

Восточная цивилизация:

Особенности восприятия мира – эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений).

Отношение к природе – стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела.

Соотношение личности и общества – приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма.

Отношения власти – политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха).

Отношения собственности – преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, утративший власть становится, как и все, бесправным).

Отношение к прогрессу – стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер.

15.Результаты контактов между цивилизациями.

Взаимное обогащение или слияние на началах относительного равенства.

Навязывание более мощной цивилизацией отдельных компонентов другой цивилизации (европейская и восточная цивилизации в Новое и Новейшее время).

Разрушение старой и возникновение новой цивилизации (крушение греко-римской и формирование европейской цивилизации в I в. до н.э.)

Уничтожение и полное поглощение одной из двух цивилизаций другой (византийская цивилизация исламской в XV в.)

Раздробление единой цивилизации на части, которые ранее могли уже существовать как локальные (распад эллинской цивилизации).

Образование трансплантированных цивилизаций (латиноамериканская и североамериканская).

Длительное существование на одной территории двух цивилизаций (Малая Азия и Северная Африка в первые века ислама).

Полное уничтожение цивилизации, сопровождающееся уничтожением племен и народов – ее носителей (этруски в древности, ацтекской, инкской и др. цивилизаций в доколумбовой Америке).

Возникновение локальных вариантов континентальной цивилизации (французской, германской в пределах европейской).

 

 

16.Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Формационный подход:

Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития– объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны.

Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества – материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества.

Направленность исторического развития. Понятие «прогресс» – общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений.

Цивилизационный подход:

Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития – человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно- историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности.

Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества – ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.

Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»– каждая цивилизация неповторима.Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно.

17.Сравнение формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития.

Формационный подход.

Достоинства (по мнению сторонников):

Позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов.

Позволяет представить историю человеческого общества как единый процесс.

Позволяет установить определенные закономерности исторического развития общества.

Позволяет предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории стран.

Недостатки (по мнению критиков):

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций.

Основная часть процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не может быть без искажений и упрощений объяснена с чисто экономических позиций.

Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность.

Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Цивилизационный подход.

Достоинства (по мнению сторонников):

Позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике.

Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.).

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Недостатки (по мнению критиков):

При своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом.

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ.

Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

18.Сущность глобальных проблем современности.

Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

Интерсоциальные проблемы – предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов; преодоление отсталости развивающих стран.

Проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы – обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды.

Проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества – преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека и др.

Общие черты:

Затрагивают жизнедеятельность всего человечества.

Проявляются как объективный фактор развития общества.

Настоятельно требуют решения.

Предполагают международное сотрудничество различных стран.

От их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.

Причины возникновения глобальных проблем:

Всемирная общность людей, целостность современного мира (противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми).

Активно преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания.

19.Главные (приоритетные) глобальные проблемы и основные направления их развития.

Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

Преодоление отсталости развивающихся стран.

Энергетическая.

Экологическая.

Продовольственная.

Демографическая.

Сырьевая.

Ресурсы Мирового океана.

Освоение космоса.

Основные направления разрешения глобальных проблем:

Формирование нового планетарного сознания (воспитание человека на принципах гуманизма, широкое информирование людей о глобальных проблемах).

Четкая международная система прогнозирования.Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем (необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмене информаций).

Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.

Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень.

Наблюдение и контроль над глобальными процессами на планете (получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *