Деятельность как способ человеческого бытия. Краткий конспект

 1.Взгляды на происхождение человека:

Религиозная теория. Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

Теория палеовизита. Человек – создание пришельцев из космоса, которые посетили Землю.

Естественнонаучные (материалистические) теории:

  • Ч. Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории. Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.
  • Ф. Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель, один из основоположников марксизма. Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

2.Происхождение человека и его сущность:

Антропогенез – процесс становления и развития человека.

Социогенез – процесс становления и развития общества.

Антропосоциогенез длится более трех миллионов лет. Человек:

  • Биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
  • Социальное существо. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими людьми. Он неразрывно связан с обществом. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

3.Сущность бытия.

Категория «бытие» применяется для отражения факта существования всего сущего. Основные формы бытия:

Бытие процессов природы.

Бытие человека:

  • Индивидуальный аспект. Жизнь человека имеет продолжительность. Предпосылки: природные данные, общественно-исторические условия существования.
  • Личностный аспект. Индивид становится личностью. Предпосылки: культура.

Бытие духовное.

Социальное бытие.

4.Индивид. Индивидуальность. Личность.

Человек:

Индивид–единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивидуальность– неповторимое своеобразие проявлений человека, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

 

 

5.Мировоззрение.

Мировоззрение–система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Основные типы:

Обыденное (житейское) – возникает в процессе личной практической деятельности человека.

Религиозное – основой являются религиозные учения.

Научное – включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания.

Гуманистическое – наиболее перспективно для деятельности людей, стремящихся направить развитие общества по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

Роль мировоззрения в деятельности людей:

Дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности.

Дает людям понимание того, как достичь намеченых ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.

Позволяет человеку находить истинные ценности жизни и культуры.

 

 

6.Деятельность.

Деятельность – это вид активности, имеющий целью познание и изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.

Материальная деятельность – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.

Духовная деятельность – создание идей, образов; научных, художественных, нравственных ценностей.

Управленческая деятельность – обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью и общественными отношениями.

Социальная деятельность – воспроизводство, сохранение полноценной, здоровой жизни, стимулирование активности человека.

Признаки:

Человек (или субъект) с его целями, ценностями, знаниями и навыками.

Операции целесообразной деятельности.

Объекты, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций.

Основные виды:

Игра превращает в цель сам процесс, но не его результат.

Общение – такой вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями и материальными предметами (коммуникация).

Труд – разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования.

Структура деятельности:

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Средства достижения.

Результат.

7.Самореализация.

Самореализация – это реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей.

Основные модели:

Нигилистическая.

Карьеристская.

Потребительская.

 

 

8.Мотивы деятельности и потребности человека.

Мотивы деятельности – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности.

Социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая обусловленность действовать определенным образом относительно этого объекта.

Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Интересы – причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их социальное поведение.

Виды потребностей человека:

Биологические – переживание нужды в дыхании, питании, воде, движении, самосохранении и т.д.

Социальные – переживание нужды во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении.

Идеальные – переживание нужды в познании окружающего мира, осознании своего места в нем, смысле и предназначении своего существования.

9.Поведение.

Поведение – процесс взаимодействия человека с окружающей средой.

Произвольноеналичие целей, осознание возможности их достижения, знание путей, ведущих к цели.

Непроизвольное – биологические рефлексы, не имеет сознательного плана, реализуется на основе неосознанных побуждений.

10.Сознательная деятельность человека.

Свобода – способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями.

Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Историческая

Политическая

Юридическая

Нравственная

Индивидуальная (персональная)

Коллективная

11.Познание мира.

Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т.е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

 

Чувственное познание

Представление актуализирует образ объекта познания, запечатленный в памяти, а, следовательно, когда-то воздействовавший на органы чувств.

Восприятие – отражение целостной картины объекта познания (чувственно-конкретный образ).

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса.

Рациональное познание (абстрактное или логическое мышление)

Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе.

Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса.

12.Основные направления в теории познания.

Эмпиризм. Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм.Наши знания могут быть получены только с помо-щью ума, без опоры на чувства.

Интуиция– это способность непосредственного или прямого постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения».

13. Истина и ее критерии.

Истина – процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека.

Объективная истина отражает реальное положение вещей, окружающий мир такой, какой он существует независимо от нашего сознания.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки.

Относительная истина – знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент).

Возможные критерии:

Чувственный опыт.

Разум.

Практика–материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент).

Теория.

14.Многообразие форм человеческого знания.

Формы знания:

Научное – объективное, истинное знание.

Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое находится в противоречии с существующей научной картиной мира.

Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания.

Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием.

Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки.

Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности.

Личностное – знание, являющееся достоянием отдельной личности.

15.Научное познание.

Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания.

Признаки: непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.

Методы:

Эмпирические: эксперимент, сравнение, наблюдение.

Теоретические: анализ, синтез, обобщение, формализация.

Формы:

Вопрос.

Проблема.

Гипотеза.

Теория.

Концепция.

Уровни:

Эмпирический – выражает объективные факты, установленные в результате экспериментов и наблюдений.

Теоретический – выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. Этот уровень составляют идеи, концепции, идеальные объекты.

16.Социальное познание.

Особенности:

Субъект и объект познания – общество – совпадают.

Сложность изучаемого объекта.

Возможность наблюдения и эксперимента ограничены.

Принципы:

Рассматривать социальную действительность в развитии.

Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости.

Выявлять общее и особенное.

Главный источник знаний:

Социальная действительность.

Исторический опыт.

Общественная практика.

Социальный факт – основа знаний об обществе.

Объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных обстоятельствах.

Научный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.

Виды социальных фактов:

Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки.

17. Методы социального прогнозирования.

Моделирование – создание реальных или мыслительных моделей социальной реальности и изучение возможных тенденций их развития.

Экспертиза – получение мнений экспертов по отдельным проблемам, их анализ для выявления наиболее вероятных вариантов развития.

Экстраполяция – изучение части или явления в целом и распространение выводов по одной части на другие части или на будущее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *